Революция в образовании. За и против

Революция в образовании. За и против



Буквально на днях завершился Петербургский международный экономический форум. Это такое большое событие для крутых бизнесменов, политиков, чиновников и общественников из разных стран. На форуме обсуждают самые разные темы, завязанные на единой идее - построить общее, прекрасное во всех экономических отношениях будущее. Обсуждали и проблемы образования. В частности, нужна ли нам образовательная революция

Мнения высказывали разные. Практически все - в привязке к технологиям. Нужны ли инновации в образовании, или они всё портят Президент образовательного холдинга «Просвещение» Владимир Узун считает примерно так: образовательная система настольно хромая, что от балласта в виде новых технологий она развалится окончательно. Удивительно, что руководитель федеральной сети детских технопарков «Кванториум» Марина Ракова придерживается похожей позиции. При этом госпожа Ракова тем и занимается, что “развивательством” детей в игре и на инновациях. При этом она убеждена, что школе эти самые инновации навредят, потому что школа (вернее, учителя) к ним не готова.

Обратимся к практике. Около года назад Москва запустила проект “Московская электронная школа” (МЭШ): электронные журнал и дневник, интерактивные сценарии вместо уроков, планшеты вместо учебников, мультимедийная панель вместо доски и так далее. Прогнали по проекту несколько пилотных школ, всем понравилось, теперь к МЭШ будут подключать все столичные школы. Это к проблеме готовности к новым технологиям. Некоторым учителям пришлось поскучать над системой, заночевать за сценариями. Говорят, что только поначалу. Потом привыкли: оказалось, так даже проще, а главное - интересней. Говорят, что МЭШ - точка невозврата. Говорят, обратно к глиняным табличкам не тянет.

Естественно, высказалась и министр образования РФ Ольга Васильева. Она уверена, что революция неизбежна, но мирным путём. По поводу “инновационных” опасений заметила: “Цифра заменила кулер, но не заменила голову. У нас есть Савелий, у нас есть ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. - Ред.) — вот ответ на вопрос”. Савелий Новиков и Дмитрий Михайловский - это питерские студенты, которые получили престижные премии в области математики на Всемирном смотре-конкурсе научных и инженерных достижений учащихся Intel ISEF. Может, напротив, цифра помогает учиться, развиваться, создавать что-то своё

Слов не забыла и зампред правительства Ольга Голодец. На этот раз порадовала: говорит, нужно уделять особое внимание профессиональному образованию. Вот это мы додумались, поздравляем. Просто как-то неудобно за наших - колледжи все ругают, тупых туда отправляют.

На самом деле, там не так тупо, как кажется. Студенты московских колледжей постоянно участвуют в городских проектах, международных соревнованиях. Задача - показать на деле, чему научился, доказать, что ты лучше других. На таких мероприятиях к ребятам присматриваются работодатели и наоборот. Например, с 29 мая по 5 июля в 8,5 тысяч студентов сдают демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills. Последнее - это международный чемпионат профессионального мастерства.

Колледж - это больше не “помоги тупому устроиться” (ПТУ). В колледжах теперь не только слесари, но дизайнеры, флористы, инженеры и все подряд. В классах - современное оборудование и техника. Куда же без техники - только в образование (по мнению некоторых).